19 Ноя

Кто виноват или что делать?!

С такой ситуацией хоть раз в жизни, но сталкивался любой собственник объекта.

Давайте рассмотрим на примере:

В результате скачка и нестабильности курса валют (учитывая сложную политическую и/или экономическую  ситуацию) арендатор просит о снижении или о замораживании арендной  ставки.

Что делать собственнику?

matrix

1.    Формальный подход

И не пытаться найти компромисс, занять позицию – нет денег или не можешь платить  сколько договаривались — «уходи-читай договор, там же все написано», и искать другого арендатора.

Минусы такого решения:

Можно в итоге остаться без арендаторов, потерять старого и не найти нового и терпеть убытки (особенно в зимний период времени). Кроме этого объект может приобрести негативный имидж (объект который простаивает – негативно воспринимается рынком).

 2.    Рациональный подход.


Договариваемся,  ищем компромиссы.

Необходимо снизить или зафиксировать стоимость аренды на определенный срок (3-6 месяцев), в том числе без привязке к доллару или евро. Таким образом,  вы замораживаете беспокойство для арендатора, который как в  нокауте от происходящего на рынке. В такое не простое время лучше разделить риски с арендатором.

Спустя  3-6 месяцев  Вам будет понятен рынок, и Вы сможете уже реально оценить текущую стоимость аренды на рынке по Вашему объекту, так как  в период нестабильности она обманчива.  И принять окончательно решение, уже имея всю информацию на руках. 

В результате, Вы стабильно получаете доход, а арендатор получает стабильность в бизнесе (ему не надо съезжать с насиженного  места,  терять клиентов, нести дополнительные расходы и тд).  

Либо  договоритесь о снижении аренды на 1-3 месяца или о отсрочке аренды. Как аргумент для такого решения, потеря арендатора и поиск нового займут как минимум 1-2 месяца, и потери от от этого будет недополученная арендная плата за это время.

Конечно,  вышеописанные варианты это не догма, и в каждом конкретном случае необходимо принимать свое решение. Вариантов на самом деле очень много, главное иметь желание договариваться и не рубить с плеча.

Проблемы между собственником и арендатором также могут возникнуть и на ровном месте, если между ними есть представитель, лицо представляющее интересы собственника по управлению объектом. Часто бывает,  что этот человек подходит к делу формально, и действует согласно предписаниям договора. И иногда не понимая сути тех проблем, которые могу возникнуть у собственника.  Он же действует по договору. Нет оплаты или она не во время делается – расторгает договор и ищет нового арендатора. Ну и что из того, что нет долгое время нового арендатора, он то в этом не виноват, это рынок такой!  А имеет  в итоге проблемы и теряет  деньги  собственник.


Об авторе

Андрей Розумович. Консультант в консалтинговом центре Arsenal consult. Основное направление: коммерческая недвижимость и консультации для собственников агентств недвижимости. Бизнес-тренер, коуч, учредитель Группы Компаний «Арсенал» (брокеридж, девелопмент, управление недвижимостью, инвестиции)


Поделись этой информацией с друзьями в социальных сетях


Похожие материалы

Андрей Розумович Опубликовано в Блог Тэги ,
>